- В будущем будет создан специальный реестр участников майнинга (реестр будет под надзором правительственного органа. Под каким именно, в законопроекте не уточнили). Реестр будет включать в себя не только майнеров, но и операторов майнинга.
- Помимо регистрации, в вышеупомянутом реестре, майнеры должны будут регистрироваться в качестве ИП или самозанятых. Но такая регистрация обязательна для тех майнеров, чей показатель потребляемой электроэнергии будет превышать государственный лимит. Другими словами, «домашним» майнерам регистрироваться не обязательно.
- Для участников майнинга, зарегистрированных в реестре, будет действовать амнистия в течении 1 года с даты вступления в силу закона. Амнистия распространяется на таможенное оформление майнингового оборудования, налоговые декларации по доходам от майнинга и добытым монетам, НДС, выполнение требований валютного контроля, ограничений на вывод капитала из России, введенных 8 марта этого года.
- Вводятся изменения в ФЗ о ЦФА, а именно:
- Понятие цифрового (виртуального) актива предлагают добавить в закон о ЦФА. Цифровой (виртуальный) актив - совокупности электронных данных, содержащихся и передаваемых в цифровой информационной системе, в том числе с помощью блокчейна, которые могут использоваться в качестве средства платежа.
- Комментарий: Такое понятие будет более общим по отношению к ЦФА и цифровой валюте, проще говоря, ЦФА и цифровая валюта станут разновидностями цифрового актива.
- Также в закон о ЦФА добавят определение майнинга из данного законопроекта.
- Предложенные в законопроекте нормы не распространяются на ЦФА, security- и utility- токены, CBDC (цифровые валюты Центробанков) и NFT.
- Криптовалюты в законопроекте признаются имуществом.
- Налогообложение будет прописано в отдельных законах.
Законопроект о майнинге, это хороший шаг вперед. Эта отрасль требует регулирования на законодательном уровне, хотя бы потому что Россия входит в тройку лидеров по добыче биткойнов. Но, законопроект еще «сырой» и не дает ясности в таких важных вопросах, как:
- Налогообложение, ждем разъяснение со стороны Минфина по порядку декларирования прибыли от продажи добытых цифровых валют;
- Также интересен механизм обмена добытой криптовалюты на фиатную валюту;
- Какой конкретно орган будет регулировать деятельность майнеров;
- Ответственность для незарегистрированных в реестре майнеров;
- Также необходимо разъяснение от Минэкономразвития по применимым ОКВЭДам и декларированию товаров и комплектующих, чтобы майнерам было понятно, что оборудование для добычи криптовалюты можно ввозить в РФ полностью легально.
Обобщая, закон нужно конкретизировать и дорабатывать.
Но, в этом законопроекте есть и плюсы, такие как:
- Законопроект хорошо проработан с точки зрения терминологии;
- Предусмотрена возможность физическим лицам совершать P2P-переводы без дополнительных согласований;
- Прописана амнистия для майнеров - льготы, которые мотивируют участников рынка легально занимается майнингом;
- Законопроект дает шанс регионам, с избыточной электроэнергией, на дополнительный доход в бюджет;
- Не забываем о государстве в целом, оно тоже получит поступления в бюджет зачёт урегулирования этой отрасти;
- Участники рынка смогут привлекать крупные инвестиции (иностранные в том числе), что положительно скажется на самом секторе в целом.
Разбор подготовлен цифровым юристом академии Валерией Окуневой.